ЕГЭ по обществознанию в 2016-2017 учебном году – проблемы и пути их решения.

ЕГЭ по обществознанию в 2016-2017 учебном году – проблемы и пути их решения.

         Единый государственный экзамен по обществознанию сдается в Российской Федерации на протяжении многих лет. За это время изменилась его структура. Стали намного сложнее задания.  Вырос и минимальный балл, дающий возможность подать документы для поступления в ВУЗ.

         В 2016 году из ЕГЭ по обществознанию были удалены тестовые задания с одним правильным вариантом ответа (задания раздела А). Количество заданий сократилось с 36 до 29. Заданий стало меньше, но они стали сложнее. Особенно большое затруднение у учащихся вызывают задания Части 2 № 21-29.

         Выполнение заданий № 21-24, предполагает работу с предложенным текстом. В задании №28 требуется составить развернутый план по предложенной теме.

          Задание №29 – это написание мини-эссе. Выпускнику 11 класса предлагается выбрать одно из высказываний-цитат, каждое из которых соответствует одному из пяти тематических модулей по обществознанию: 1) человек и общество, 2) социальные отношения, 3) экономика, 4) право, 5) политология.

         Задания Части 2 ЕГЭ по обществознанию вызывают большие затруднения у севастопольских школьников, что имеет под собой объективные причины. В Российской Федерации обществознание изучается с 5 класса уже достаточно давно. Севастопольские школьники, которым предстоит сдавать экзамен в этом и в следующем году – изучают его всего лишь 2-3 года.

         Наблюдается дефицит учебного времени, отведенного на изучение предмета, что не дает качественно подготовиться к ЕГЭ и получить высокую оценку по предмету. Нет в достаточном количестве необходимой литературы, которая требуется для разносторонней и качественной подготовки, и стоит она недешево.

         42 балла – это минимальный балл нынешнего года по обществознанию, но который не дает возможности поступить на бюджетные места в престижные ВУЗы на специальность, где обществознание является профильным предметом. В них проходной балл на бюджет варьируется от 75 до 80 баллов и выше. К таким специальностям относятся: юриспруденция, журналистика, международные отношения, международная экономика, менеджмент организации, управление персоналом, таможенное дело, финансы и кредит. Этот перечень можно продолжать достаточно долго.

         Система поступления очень проста. Абитуриент либо показывает очень достойные результаты ЕГЭ, либо платит приличную цену за обучение на контракте (при невысоких показателях ЕГЭ). Стоимость обучения тем выше, чем выше рейтинг ВУЗа.

          Что делать? Как выйти из этой ситуации? Существует несколько путей, обеспечивающих оптимальное решение обозначенной проблемы.

Самый оптимальный вариант – определиться с выбором предметов в 7-8, а не в 11 классе и поэтапно готовиться к сдаче ЕГЭ. В большей части регионов России эта практика сложилась давно и дает свои устойчивые результаты.

         Еще один вариант – целенаправленные занятия по выбранным предметам, начиная с 10 класса, то есть за 2 года до поступления.

Как часто надо заниматься? Постоянно. Педагогическая практика свидетельствует о том, что эпизодические занятия не дают системы знаний высокого качества. Занятия 1 час в неделю – вообще ничего не дают, так как учащийся за неделю забывает все, что он изучил.

         В курсе обществознания особое место занимают тематические модули правоведения и экономики. Они являются профильными для целого ряда специальностей в ВУЗах. Имеет смысл эти тематические модули изучать углубленно в качестве специального курса. К сожалению, в школах Севастополя, профильные классы по обществознанию присутствуют далеко не везде, а если и присутствуют, то далеко не всегда на должном уровне.

         Отдельная тема – проведение вступительных экзаменов в ВУЗы (так называемые ДВИ – дополнительные вступительные испытания). Число высших учебных заведений, не желающих принимать абитуриентов только на основании результатов ЕГЭ – растет из года в год. Экзамен по обществознанию, а в целом ряде ВУЗов по праву и экономике – тенденция нашего времени. Подготовка к экзаменам и/или к собеседованию имеет определенные отличия от сдачи ЕГЭ. К этому необходимо заранее готовиться, используя специальную литературу.

         Еще один аспект подготовки – это работа с одаренными детьми, участвующими как в дистанционных, так и в очных олимпиадах. В каталоге олимпиад, имеющих всероссийский статус, есть олимпиады, которые дают льготы при поступлении. Подготовка к таким олимпиадам требует наличия определенной специализированной литературы и компетентных педагогов-тренеров.

         Занятие в малых группах или индивидуальные занятия – один из факторов качественной подготовки к экзаменам. Работа в классах и в больших многолюдных аудиториях – не дает желаемого результата.

         Данная статья является лишь информацией к размышлению по вопросу успешной подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Дубровский Валерий Федорович

Преподаватель-консультант Севастопольского Центра подготовки к ЕГЭ и ОГЭ "Пять из Пяти", Заслуженный работник образования Автономной Республики Крым, отличник народного образования УССР, кандидат педагогических наук.

Бесплатная консультация

Получите бесплатную консультацию ведущего специалиста, чтобы узнать все детали о курсах ЕГЭ или ОГЭ в 2022-2023 году.

Остались вопросы?
Мы с радостью ответим на них +7 (978) 143-43-55!
Свяжитесь с нами
Контакты

г. Севастополь, ул. Воронина, 10 офис 311

+7(978)143-43-55, +7(978)736-23-97